Пластиковый каютный катер-тримаран С-54
|
Рис. 1. С 54 на трейлере.
|
Технические данные катера «С-54»
|
|
Длина наибольшая, м
|
5,32
|
Ширина наибольшая, м
|
2,00
|
Высота борта по всей длине
катера, м
|
0,9б
|
Осадка (с учетом выступаю
щих частей), м
|
0,60
|
Масса судна порожнем, кг
|
1400
|
Скорость хода, км/ч:
|
|
с полной нагрузкой
|
40
|
с одним водителем
|
50
|
Максимальная мощность
Двигателя "М8ЧСПУ-100- 1".
кВт (л. с.)
|
73,6 (100)
|
В 1975г. на заводе Ленинградского научно-производственного объединения «Патриот» был выпущен первый из серии пластмассовых быстроходных спортивно-разъездных катеров-тримаранов. Предназначенных, как записано в паспорте, «для участия в водно-моторных соревнованиях и для обслуживания состязаний в качестве судейских, тренерских и спасательных судов по водным видам спорта, таким, как гребные соревнования, марафонские заплывы, водно-моторные и воднолыжные первенства».
Проект создан в Центральном конструкторско-технологическом бюро ЦК ДОСААФ СССР.
Корпус катера имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Спонсоны помимо обеспечения статической и динамической остойчивости увеличивают внутренний объем помещении, что дало возможность оборудовать на 5-метровом катере каюту. Днище имеет умеренную килеватость, изменяющуюся от 20° на миделе до 12° на транце; от шп. 1 по всей длине катера проходят продольные реданы — по три на борт.
Спроектированный как скоростное судно, катер имеет ограниченную (3 балла волнения) мореходность; эксплуатировать его рекомендуется на реках и небольших озерах.
Пассажировместимость катера — пять человек (включая водителя). Кокпит с мягким диваном от борта до борта рассчитан на размещение троих человек; вчетвером в нем уже тесно. Пульт управления расположен по левому борту на переборке шп. 5, отделяющей кокпит от каюты. В каюте, оборудованной мягкими диванами, могут собраться одновременно все пять человек. На последней модификации катера в центре каюты устанавливался столик.
|
|
Рис.2 Теоретический чертеж корпуса
|
|
Рис.3. Общее расположение катера.
1 — двигатель "М8ЧСПУ-100-1"; 2 — рулевое устройство-3 — ветровое стекло; 4 - стойка топового огня; 5 — рубка; 6 — швартовное устройство; 7— привальный брус; 5 - каюта; 9 - кокпит; 10-диван; 11 - реверс-редуктор; 12 — крышка моторного отсека.
|
За годы выпуска катера на ЛНПО «Патриот» проект трижды модифицировался. Модели, обозначенные индексами «С-52», «С-53» и выпускаемый до 1986г. «С-54», различаются только силовой установкой. На «С-52» был установлен двигатель «М53ФУЛ» мощностью 77л. с., на «С-53» — 90-сильный «М8ЧСПУ-100». Общий выпуск катеров этих модификации составил 18 и 69 шт. соответственно.
Начиная с 1977 г. в производство была запущена серия катеров «С-54» с конвертированным автомобильным двигателем, производства Богородского механического завода (с угловым реверс-редуктором) «М8ЧСПУ-100-1». Мощность двигателя увеличена до 100л. с.
Корпус катера собирался из двух стеклопластиковых блоков: собственно корпуса и палубы. Формование блоков производилось на Шоченинкайском производственном комбинате Литовской ССР. Блоки по отдельности доставлялись на ЛНПО «Патриот», где производили их сборку, подкрепляли корпус набором и устанавливали оборудование и силовую установку. Сборка производилась на болтах, которые обеспечивают запрессовку склеиваемого соединения. По фланцам ставился резиновый облицовочный профиль, образующий привальный брус по периметру корпуса. Углы привального бруса облицованы металлическими угольниками.
|
Рис. 4. Конструкция привального бруса.
1 — блок палубы; 2 — прокладка;
3 — блок корпуса; 4 — резиновый
облицовочный профиль.
|
Конструктивное решение корпуса выполнено по традициям деревянного катеростроения, с той лишь разницей, что набор в пластмассовом исполнении. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. По всей длине катера проходят четыре стрингера (два по днищу и два по бортам) из пенопласта, обформованного стеклопластиком. Пластмассовые переборки подкреплены сосновыми брусками, оклеенными стеклотканью. Деревянными, с последующей оклейкой стеклопластиком, выполнены также и фундаменты под двигатель и реверс-редуктор.
Проектная толщина обшивки корпуса — 6мм, но в натуре она больше и колеблется от 7 до 10мм.
Катер продавался только организациям. Комплектовался «С-54» чехлом, водоотливным насосом, комплектом ЗИПа и съемником для гребного вала. Установлевались ходовые и отличительные огни в соответствии с. требованиями навигационной-технической инспекции и МППСС. Применен трехлопастной гребной винт диаметром 360мм и шагом 480мм.
Достоинства и недостатки С 54.
Катер «С-54» принимал участие в различных водно-моторных соревнованиях, где добивался хороших результатов. Тримаран легко выходит на глиссирование и быстро развивает скорость до 50км/ч.
По отзывам работников организаций, которые приобрели катера «С-54», тримаран отличается хорошим ходом и великолепной остойчивостью, что, в частности, обусловило тот успех, который «С-54» получил у работников судоходной инспекции.
В то же время отмечается, что катер склонен к дельфинированию. К недостаткам проекта можно отнести также и большой радиус циркуляции на поворотах (за счет дрейфа).
От себя:
Катер «С-54» в настоящее время является единственным выпускаемым нашей промышленностью большой серией стеклопластиковым катером и единственным серийным судном с тримараняыми обводами. Уже одно то, что выпущено было более 400 единиц (из них более 300 с двигателем «М8ЧСПУ-100-1»), говорит о том, что этот тримаран был некогда популярен.
При столь малых размерениях получился относительно вместительный, снабженный мощным и надежным автомобильным двигателем в известной степени комфортабельный катер. Высокий борт, по всей длине катера равный метру, обеспечивает хорошую защиту сидящих в кокпите людей: брызги сюда почти не залетают. Каюта-убежище, помимо возможности спрятаться от дождя, обеспечивает отдых спортсменам между выступлениями, возможность подведения итогов и заполнения протоколов судьям и т. д. Свободная носовая палуба и великолепная остойчивость позволяют без малейшего риска швартоваться, производить установку буев и выполнять иные работы.
По отзывам работников Лен, НТИ и ряда других организаций, катер заслуживает неплохой оценки благодаря неприхотливости и надежности в эксплуатации. В частности, достоинством пластмассового корпуса является резкое сокращение объема межсезонных ремонтных работ. Отмечаются простота обслуживания двигателя и реверс-редуктора, высокие скоростные качества. По существу, «С-54» является самым быстроходным среди своих собратьев, выпускаемых другими предприятиями.
Однако наряду с такими отмеченными положительными его качествами, как большая скорость и хорошая остойчивость, есть у катера и некоторые недостатки.
Прежде всего, о ходовых качествах. Кроме «дельфинирования», есть и еще один минус: катер резко теряет ход на волнении. Из-за тупых носовых образований ощущаются резкие удары корпуса о волну. При ходе против волны на волнении от 3 баллов и выше катер склонен «зарываться» носом. Большой дрейф на повороте, по-видимому, является результатом избыточной остойчивости. Спонсоны не дают возможности крениться; не имея упора бортом, катер проскальзывает по поверхности.
Теперь о конструкции катера. Применение стеклопластика как основного материала открывает возможности для более прогрессивных конструктивных решений. Имеется уже достаточное количество примеров, когда катера из этого материала вообще не имеют набора; это позволяет создавать имеющие сложные обводы корпуса, которые по весовым характеристикам не хуже деревянных. Установка же на «С-54» развитого набора и фактическое завышение проектной толщины обшивки привели к тому, что его масса (1400кг без пассажиров) на 400кг больше, чем деревянного «ЛС-5», который на 1,6м длиннее. Из-за большого веса корпуса полезная грузоподъемность тримарана невелика — всего 400кг; при этом с ростом нагрузки заметно теряется скорость (с 50км/ч при одном водителе до 40км/ч при пяти человеках на борту).
И последнее — об общем расположении катера. Разработчики, исходя из назначения катера, приняли правильное решение устроить каюту-убежище. Однако каюта получилась слишком тесной. Высота в каюте (1100мм) заведомо мала. Человек среднего роста сидит на диванах, подпирая головой крышу рубки. Маленький кокпит способен вместить только троих. Тем же двоим, которым на ходу придется находиться в закрытом низком помещении, даже на разрешенном 3-балльном волнении долго не вынести.
Также добавлю, что двигатель имеет большой расход топлива. И имеет смысл переделка данного катера под подвесной мотор, в результате чего высвобождается масса места, которое было использовано под моторный отсек.
На сайте motolodka.ru размещена очень интересная статья о переделке С-54 в пезпалубную мотолодку.
В наше время если задаться целью, то еще можно найти не плохо сохранившиеся корпуса такого катера, в интернете я встречал объявления о продаже таких корпусов примерно за 1000-1500 американских тугриков.