Мотолодка "Днепр" выпускалась Херсонским судостроительным заводом с 1973г.
до начала 80-х годов, когда из-за неоправданного повышения цен и запретов
произошло затоваривание рынка.
Корпус изготовлен клепаным с обшивкой из дюралюминия Д16АТ и поперечным
набором из сплава АМг. Продольная жесткость обеспечивается выштампованными
гофрами по днищу и бортам. Толщина обшивки борта — 1 мм, днища, транца и палубы
— 1.5 мм. Транец выштампован из листа алюминиево-магниевого сплава. Масса
корпуса составляет 160 кг.
Лодка оборудована лобовым стеклом, двумя передними мягкими сиденьями и
кормовым диваном. При устройстве на ночлег в лодке носовые сиденья раскладывают,
между ними помещают спинку кормового дивана; таким образом получается мягкая
постель для 2-3 чел. Бортовые шкафчики между пятым и шестым шпангоутами служат
для хранения инструмента и мелких предметов. В носовой багажник легко попасть из
кокпита, открыв крышку люка в переборке.
«Днепр» достаточно мореходен; его эксплуатация разрешена при высоте волны
до 0,7 м при удалении от берега до 3 км.
Некоторыми недостатками лодки, обусловленными повышенной килеватостью
днища, являются валкость на стоянке и длительный период разгона при выходе на
режим глиссирования. Второй недостаток может быть нейтрализован установкой
транцевых плит.
Скорость, развиваемая «Днепром» под мотором «Вихрь-30» мощностью с полной
нагрузкой со штатным винтом, составляет 34 км/ч. Скорость с 20-сильным «Вихрем»
при полной нагрузке — 32 км/ч.
Опыт эксплуатации "Днепра" в морских условиях
Выбор лодки
Одновременно с отцом выбирал будущее судно и
один из наших будущих соседей по строянке. В принципе, он руководствовался теми
же самыми соображениями по поводу мореходных и эксплуатационных качеств лодки,
что и мой отец. Однако слабость днища "Днепра" его не смутила, и главным
аргументом стало наличие у "Днепра" мягких сидений.
Достоинства лодки
Сосед эксплуатировал свой "Днепр" под "Нептуном-23". По своим мореходным
качествам лодка была практически равна "Оке-4", обладая явным
превосходством перед другими "дюральками". Никогда, ни при каких обстоятельствах
"Днепр" не зарывался в волну и опасно не зарыскивал. Забрызгивался "Днепр" даже
меньше, чем "Ока-4" (имевшая не совсем удачные продольные реданы).
"Днепр" обладает хорошей стойкостью против коррозии даже при эксплуатации в
морской воде. Правда, при плохом уходе за лодкой может корродировать палуба
около не очень удачных ходовых огней, но ремонт этих участков обшивки несложен.
Раскладывание сидений для ночлега на "Днепре" довольно просто и удобно.
Откидываются спинки передних сидений и между ними укладывается спинка заднего
дивана. Всё! Гораздо проще, чем у "Оки".
Недостатки лодки
Главный недостаток "Днепра" - слабое днище. При ходе на волнении и
неизбежных при этом ударах постоянно прогибающееся днище постепенно расшатывало
заклёпки и корпус начинал течь. Сосед, ходивший на "Днепре" под "Нептуном-23",
вынужден был время от времени подтягивать все заклёпки. Особенно быстро днище
начинало течь, если "Днепры" эксплуатировалась под "Вихрем-30" или более мощным
мотором зарубежного производства. К сожалению, усилить днище своими силами
проблематично, т.к. первопричина - слишком тонкие листы металла обшивки (1.5мм).
На глиссирующих корпусах с килеватостью более 12° применение продольных
реданов считается обязательным. Однако "Днепр" реданов не имеет, из-за чего
несколько проигрывает в скорости той же "Оке-4" и многим другим лодкам. Известны
примеры самостоятельного оснащения "Днепров" продольными реданами либо
гидролыжами, что повышало скоростные качества лодок.
Конструкция транца и подмоторной ниши неудачна. Ширина выреза в транце
недостаточна для нормальной установки двух моторов, а переделка затруднена из-за
конструктивных особенностей (понадобилось бы вырезать боковые стенки рецесса и
полностью менять схему подкрепления транцевой доски). Поэтому сосед был вынужден
возить запасной "Ветерок-12" в кокпите и в случае необходимости перевешивать
моторы, что было тяжело и неудобно. Запускать же оба мотора при большой загрузке
лодки и вовсе было невозможно.
В качестве блоков плавучести "Днепра" использовались воздушные гермоотсеки.
Помимо малой надёжности, гермоотсеки обладают ещё одним существенным
недостатком: они отнимают много полезного объёма в корпусе лодки. Если пенопласт
можно без проблем "распихать" по всяким неудобным для размещения грузов
"закоулкам", то гермоотсеки занимают обычно весьма неплохие места.
В целом планировка кокпита "Днепра" неудачна. Под носовой палубой много
места занимает гермоотсек, из-за чего сухой багажник получился мал по объёму. В
кокпите фанерный пайол занимает всю площадь, полностью перекрывая доступ в
довольно объёмистое подсланевое пространство, которое можно было бы использовать
для хранения груза. Под передними сиденьями практически не было места для
багажа. Под задним диваном располагался огромный гермобак пловучести. Отсек для
бензобаков был оборудован под рецессом, однако из-за неудачной формы отсека в
него помещалось мало стандартных 20-литровых баков и канистр и оставался большой
"мёртвый" объём. При сколько-нибудь длительных путешествиях снаряжение
приходилось размещать прямо посреди кокпита между передними и задними сиденьями.
Несмотря на применение тонких листов дюраля для обшивки, "Днепр" не
получился легче той же "Оки". Причиной тому был тяжёлый пайол большой площади и
тяжёлые передние сиденья, которые помимо основного назначения не играли никакой
другой полезной роли.
Заключение
Мотолодка "Днепр" благодаря хорошим мореходным качествам пригодна для
плаваний по неспокойным водоёмам. Однако из-за слабости днища не рекомендуется
глиссировать с высокой скоростью на большом волнении. Для повышения вместимости
желательно заменить кормовой гермобак пенопластом, разместив пенопласт по бортам
в корме и переделать конструкцию пайола и передних сидений