Мотолодка «Крым», выпускаемая с 1970 г., предназначена для
туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте
волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время выпускается
модернизированная модель «Крым-М», отличающаяся от первоначального проекта
повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа. Корпус
изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединение деталей выполняется
посредством контактной и аргоно-дуговой сварки. Материал корпуса обладает
повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться
в морской воде. Толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. В
конструкции широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее
выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и
шпангоутами; в модели «Крым-М» днище подкреплено исключительно штампованными
шпангоутами П-образного профиля.
Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловым
брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.
Теоретический корпус мотолодки
"Крым".
В кокпите с размерами 2,05х1,3 м расположены мягкие сиденья. Носовые имеют
две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки могут быть откинуты
вниз, например, для работы веслами. Спинка кормового дивана сплошная;
откидываясь, она открывает доступ в кормовой багажник. Все сиденья - легко
снимаются. Уложив их на пайолы, можно быстро устроить мягкую постель на троих.
У транца установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный
отсек, который сверху закрывается крышкой. Переборка препятствует попаданию
воды, загрязненной горючим, в кокпит лодки. Транец и переборка снабжены
быстрооткрывающимнся сливными устройствами, причем пружинную пробку в транце
можно открыть на ходу мотолодки. В моторном отсеке можно хранить уложенный
поперек лодки мотор и бак к нему, причем крышку можно запереть на замок. На ходу
крышка укладывается под носовое сиденье.
Конструкция транца и моторного отсека мотолодки
"Крым".
Конструкция транца и рецесса мотолодки "Крым-М" 1992г.
выпуска.
В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним небольшой
рундук с крышкой.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными под
кормовым сиденьем и в носу около форштевня. Полностью залитая водой лодка
остается на плаву в положении на ровный киль.
В комплект снабжения входит дистанционное управление поворотом, реверсом и
газом подвесного мотора. Слева от рулевой колонки закреплена кнопка «стоп».
Съемный тент из палаточной ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом
варианте устанавливается только верхняя часть его для защиты от солнца. В
непогоду к верхней части пристегиваются глухие боковины, снабженные окнами из
прозрачной пленки. Плоское ветровое стекло имеет бортовые щитки, защищающие
кокпит от забрызгивания.
Лодка комплектуется парой разборных весел с уключинами, черпаком, запасным
днищевым блоком плавучести.
Опыт эксплуатации "Крыма" в морских условиях
Достоинства лодки
Благодаря некорродирующему материалу корпуса "Крым" - "вечная" лодка. На
попутных и косых курсах к волне "Крым", благодаря полным носовым обводам, не
зарывается в волну и почти не зарыскивает. Благодаря широким брызгоотбойникам
кокпит лодки слабо подвержен забрызгиванию.
Благодаря малой килеватости корпуса "Крым" хорошо выходит на глиссирование
с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.
Существенным достоинством лодки является приспособленность транца для
установки двух моторов, что позволяет повысить безопасность плавания.
Недостатки лодки
Из-за малой килеватости днища "Крым" сильно бьёт на встречном волнении. При
резких поворотах лодку сносит вбок, что может вызвать удар бортом о волну и
переворачивание. Из-за повышенных ударных нагрузок днище, выполненное из мягкого
сплава АМг5, постепенно проминается между шпангоутами и стрингерами и становится
волнистым, что приводит к ухудшению скоростных качеств.
"Крым" долгое время выпускался с кормовым отсеком неудачной конструкции с
точки зрения безопасности: подмоторная ниша - рецесс отсутствовала, попутная
волна нередко заливала лодку. И только в середине 90-х годов после очередной
модернизации "Крым" начал снабжаться самоотливным рецессом.
Заключение
Несмотря на коррозионно-стойкий материал корпуса, из-за недостаточных
мореходных качеств нежелательно применение "Крыма" для протяжённых плаваний в
открытых водоёмах.