“Неман” — компактная и недорогая мотолодка с остроскулыми
обводами и незначительной килеватостью днища. Лодка обладает неплохими ходовыми
качествами с популярными моторами “Ветерок” мощностью 8 и 12 л. с. Бортовые
наделки-були обеспечивают ей, по замыслу конструкторов, достаточную остойчивость
и с подвесным мотором мощностью до 20 л.с.
Несмотря на небольшие размеры, “Неман” имеет традиционную планировку
глиссирующей мотолодки: нос запалублен, на двух поперечных жестких сиденьях
размещается четыре человека. Под каждым сиденьем оборудован багажник; в кормовом
багажнике помещаются два штатных бака для горючего. Ветровое стекло
защищает"водителя от ветра и брызг, предусмотрена установка рулевого управления,
есть основание для крепления дистанционного управления мотором.
Для обеспечения непотопляемости вдоль каждого из бортов под планширем
прикреплены пенополистироловые блоки плавучести, размещены они также под палубой
в носу и в корме. Полностью залитая водой лодка остается плавать в положении на
ровный киль. У транца имеется подмоторная ниша-рецесс, предотвращающая заливание
кокпита с кормы.
Корпус мотолодки — цельносварной конструкции из деформируемого
алюминиево-магниевого сплава АМг5М. Детали корпуса изготовлены с широким
применением холодной штамповки и прессования. Толщина обшивки днища, бортов и
транца — 2 мм; палубы — 1,5 мм. Днище и кормовая часть бортов отштампованы из
одного листа; в качестве- ребер жесткости на днище служат продольные гофры. Вес
корпуса — 100 кг. Поперечный набор состоит из семи флоров, приваренных к обшивке
днища.
На испытаниях с мотором “Ветерок-12” лодка с двумя человеками на
борту развила скорость свыше 30 км/ч.
“Неман” снабжается распашными дюралевыми веслами с уключинами, что делает
эту лодку удобной для рыбной ловли. Сиденья и пайолы изготовлены из деревянных
реек.
Эксплуатация лодки допускается во всех водоемах, включая морскую воду, при
удалении от берега не более 1000 м и высоте волны до 0,25 м.
К сожалению, на деле "Неман" проявил себя крайне немореходным судном.
Низкий борт, особенно в носу, малая ширина и килеватость способствовали
опрокидыванию и зарыванию лодки даже в небольшую волну, большие ударные
перегрузки, что подтверждается опытом эксплуатации "Неманов" в заливе
Петра Великого. Применение "Немана" на открытых водоёмах просто опасно:
внезапно налетевший ветер может быстро развести волну, с которой лодка не
справится.
К достоинствам лодки можно отнести малый вес и хорошую антикоррозийную
стойкость. Это практически "вечная" лодка, могущая храниться под открытым небом.
Заводом - производителем было принято решение снять "Неман" с производства,
заменив его двумя мотолодками более современной конструкции: "Неманом-2" и "Автоботом". За счёт применения
более совершенных обводов обе новые лодки значительно мореходнее и безопаснее
старого "Немана".
Мотолодка
"Неман-2".
Мотолодка “Неман-2” является дальнейшим развитием лодки “Неман” с целью
повышения её мореходных качеств, комфортабельности и улучшения внешнего вида.
“Неман-2” имеет ограждение кокпита в виде фальшборта, расположенного выше линии
слома на борту, и ветровое стекло панорамного типа. Для пассажиров предусмотрены
две жесткие поперечные банки (кормовая является крышкой рундука). Для размещения
багажа можно использовать форпик и пространство под носовой банкой. В корме
выгорожена самоотливная ниша для подвесного мотора.
Теоретический корпус мотолодки
"Неман-2".
Корпус лодки имеет остроскулые глиссирующие обводы с развертывающейся на
плоскость поверхностью днища. Угол килеватости днища на миделе 16°, у транца —
8°. На днище имеются рёбра-отсекатели, подобно продольным реданам повышающие
гидродинамическое качество лодки и ее устойчивость на курсе.
Корпус предусмотрен штампованно-сварной конструкции из сплава АМг-5;
толщина наружной обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище
подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные флоры.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под
палубой и в корме в районе подмоторной ниши.
По своей конструкции лодка “Неман-2” является неприхотливым и экономичным
судном, пригодным для эксплуатации в акваториях с морской водой. Значительная
килеватость днища позволяет преодолевать волну высотой до 0,5 м без
существенного снижения скорости и при умеренных ударных перегрузках. Лодка
обладает хорошей приёмистостью и устойчиво глиссирует с подвесным мотором
“Ветерок-14”. Ее можно эксплуатировать и под серийным 12-сильным “Ветерком”,
если лодка используется для выхода налегке, например, на рыбалку, когда
достаточна скорость 20—25 км/ч.
Из опыта эксплуатации "Немана-2" в заливе Петра
Великого."Неман-2" показал себя исключительно с лучшей стороны. Ему не
страшна волна, значительно превышающая "паспортные" 0.5 м. При движении любым
курсом к волне "Неман-2" не зарыскивает и не зарывается в волну. По мореходности
"Неман-2" даже несколько превосходит более крупные "Обь-м", "Казанку-5" и
"Прогрессы", вогнутые обводы которых являются причиной зарыскивания и зарывания
в попутную и косую волну, сильных ударов на большом встречном волнении.
Благодаря некорродирующему материалу корпуса "Неман-2" - практически "вечная"
лодка, может храниться под открытым небом без укрывания тентом. Днище "Немана-2"
очень прочное и в отличие от других лодок из сплава АМГ-5 (старый "Неман",
"Крым", "Крым-3") не проминается между шпангоутами при длительной эксплуатации
на волнении.
Однако следует отметить, что заявленные заводом допустимая мощность мотора
(30 л.с.) и грузоподьёмность (400 кг.) для "Немана-2" являются завышенными.
Первоначально заводом были установлены расчётами по существующим нормам
безопасности величины 26.5 л.с. и 300 кг. соответственно. Однако в дальнейшем
для того, чтобы повысить шансы на победу в соревнованиях на призы журнала
"Катера и Яхты", завод всеми правдами и неправдами добился пересмотра ранее
заявленных величин, хотя сама лодка при этом не претерпела никаких изменений.
Установка "тридцатки" и перегрузка лодки свыше 350 кг могут быть небезопасны.
Оптимальны для "Немана-2" моторы "Нептун-23", "Привет-22", лёгкие моторы 15~25
л.с. зарубежного производства.
Был обнаружен небольшой эксплуатационный недостаток "Немана-2": из-за того,
что продольные стрингеры доведены до транца и приварены к нему, вода, попадающая
в лодку, скапливается на этих стрингерах и не имеет возможности стекать к
сливной пробке. Пенопласт блока пловучести постепенно впитывает эту воду и
набирает вес. Сосед по стоянке, горячий парень, просверлил наискосок снаружи
транец вместе с этими стрингерами, а затем заделал отверстия в транце
американским средством "Quick Steel" (эпоксидный компаунд "холодная сварка").
Однако, представляется, что можно проделать отверстия в злополучных стрингерах и
не прибегая к столь радикальным средствам: например, при помощи гранёного шила
или ручной малогабаритной дрели нажимного действия.
В целом же "Неман-2" заслуживает самой положительной оценки.