Производство мотолодки "Нептун" было начато в 1971г. на Сосновском
судостроительном заводе. В ходе эксплуатации первых "Нептунов" потребителями
были отмечены такие недостатки лодки, как недостаточная прочность днища, малые
размеры кокпита, отсутствие сухих багажников, неудачная конструкция сидений,
плохое качество тента и привального бруса.
С учётом отзывов владельцев были внесены изменения в проект: усилена
конструкция корпуса (при этом вес лодки увеличился на 15 кг.), применены более
удобные и прочные кресла, применён тент из более качественной ткани. Обводы
корпуса и внешний вид лодки остались неизменными. Эта промежуточная модель
получила название "Нептун-2".
Корпус мотолодки имеет изогнуто-килеватые обводы днища со скуловым
брызгоотбойником и четырьмя продольными реданами, с повышенной килеватостью
днища в носовой части и подъемом скулы у форштевня. Корпус, изготовленный
формованием контактным методом в матрицах, собирается из двух основных секций:
собственно корпуса и палубы. Толщина наружной обшивки — 5~6 мм; палубы — 4 мм.
Днище подкреплено деревянным килем и флорами. Непотопляемость обеспечена
пенопластовыми блоками, закрепленными под палубой в носу и корме.
Теоретический корпус мотолодки
"Нептун"
Лодка снабжается двумя мягкими креслами и съемным мягким кормовым диваном,
спинка которого прикреплена к кормовому комингсу кокпита, рулевым устройством,
складным тентом, ветровым стеклом, веслами-гребками.
С подвесным мотором мощностью 20 л. с. «Нептун-2» глиссирует с 3 чел. на
борту, развивая скорость 30—32 км/ч; максимальная скорость — 39 км/ч. Эти цифры
могут быть повышены благодаря применению грузовых гребных винтов с шагом 240~260
мм (для моторов «Вихрь»). С двумя моторами мощностью по 20 л.с. скорость лодки с
одним водителем превышает 50 км/ч.
К недостаткам мотолодки любители дальних путешествий относят мелкий и
недостаточно просторный кокпит, отсутствие вместительных багажников для
походного снаряжения и запасов горючего, большую массу корпуса. Поэтому лодку
можно рекомендовать в основном как прогулочную, хотя ее мореходность
(допускается эксплуатация при высоте волны до 0,75м) достаточна для плавания в
довольно суровых условиях. Достоинства судна обусловлены применением для его
корпуса стеклопластика: «Нептун-2» элегантен, прочен, неприхотлив в
эксплуатации.
Мотолодка «Нептун-2» была снята с серийного производства в связи с заменой
новой моделью — «Нептун-3».
Мотолодка "Нептун-3"
Пластмассовая мотолодка «Нептун-3», выпуск которой был освоен в 1976г., —
комфортабельное и мореходное судно, приспособленное как для непродолжительных
прогулок и воднолыжного спорта, так и для длительных путешествий. Она имеет
высокий надводный борт, просторный кокпит с размерами 2х1,5м, уширенный обвод
палубы у форштевня.
Обводы корпуса — изогнуто-килеватые, с умеренной килеватостью днища у
транца, высоко поднятой скулой у форштевня и значительным развалом бортов. Днище
снабжено двумя продольными реданами; на бортах имеется уступ, служащий
брызгоотбойником и обеспечивающий жесткость обшивки. Просторная кормовая ниша
рассчитана на спаренную установку подвесных моторов.
Теоретический корпус мотолодки
"Нептун-3"
Кокпит оборудован сиденьями в виде боковых продольных рундуков, что дает
возможность при необходимости устроить удобные спальные места для 3 чел.
Длина рундука с уложенной в качестве изголовья спинкой сиденья — более 2 м,
ширина — 0,55м. В рундуках можно разместить снабжение и багаж пассажиров,
рыболовные принадлежности. Под носовой палубой оборудован багажный отсек,
отделенный от кокпита переборкой. Погрузка вещей в него осуществляется через
палубный люк. Здесь можно хранить туристское снаряжение, а на стоянке—матрацы,
сиденья и т. п.
Опущенный вниз столик-крышка, расположенный на кормовой переборке, служит
крышкой люка в отсек под моторным рецессом, который предназначен для хранения
бензобаков, канистр и инструмента.
В закрытом положении столик можно закрыть на замок. Мотолодка комплектуется
рулевым управлением. Рукоятка ДУ газом и реверсом моторов может быть закреплена
на специальном кронштейне, установленном на продольном рундуке сбоку от
водителя. Рядом с водителем находится пульт включения-выключения ходовых огней и
зажигания мотора. Схема предусматривает подключение ходовых огней к системе
освещения подвесного мотора.
Высота от сидений до верхнего полотнища складного съемного тента — 900~950
мм, что позволяет свободно перемещаться в лодке при поставленном тенте. В
полотнище тента имеются боковые и кормовое окна из прозрачной пленки, а также
клапан на кормовой части, позволяющий обслуживать мотор. Сложенный по-походному,
тент укладывается на кормовую часть палубы.
Корпус мотолодки собирается из двух стеклопластиковых частей, формуемых в
матрицах: наружной обшивки и палубы. Они соединены при помощи клея и винтов;
место соединения снаружи закрывается пластмассовым привальным брусом. Жесткость
обшивки корпуса обеспечивается благодаря продольным уступам на бортах,
продольным реданам на днище и гофрам на палубе. Днище подкреплено продольным и
поперечным набором, важными элементами которого являются стенки рундуков,
носовая и кормовая переборки.
Непотопляемость и аварийная остойчивость лодки обеспечиваются блоками
плавучести из пенопласта, размещенными под палубой в носу и в кормовой части
продольных рундуков.
Под мотором «Нептун-23» с «белым» винтом (Н = 220 мм) лодка уверенно
выходит на глиссирование с полной нагрузкой, при этом скорость составляет 30
км/ч. С одним водителем на борту максимальная скорость достигает 39,5 км/ч. С
мотором «Вихрь-30» «Нептун-3» с полной нагрузкой развивает скорость 35,6 км/ч.
Средняя скорость с двумя подвесными моторами мощностью по 25 л.с. в
110-километровых гонках на приз журнала «Катера и яхты» (2 чел. на борту)
составила 50 км/ч; в гонке с полной нагрузкой — 44 км/ч. Естественно, в этих
гонках использовались моторы с тщательно подобранными гребными винтами.
Опыт эксплуатации "Нептуна-3" в морских условиях
Первые
мотолодки "Нептун-3" весили 200 кг., что даже меньше, чем вес существенно
меньшего по размерам "Нептуна-2". Основная экономия веса была получена из-за
применения принципа совмещения функций. Переборки носового и кормового
багажников и бортовые рундуки-сиденья приформовывались к днищу и играли роль
мощного набора. Однако, несмотря на верность заложенных конструктивных решений,
при эксплуатации "Нептунов-3" первой партии на большой волне с моторами
максимальной разрешённой мощности 50 л.с. происходили поломки переборок. Поэтому
после получения первых рекламаций заводом было принято решение ограничить
допустимую мощность моторов для выпускаемых лодок до 30 л.с. и заняться
доработкой конструкции с целью повышения прочности. С 1979г. выпускались
доработанные лодки усиленной конструкции, вес которых увеличился до 220 кг.
Внешне модернизированные лодки отличаются от лодок установочной серии тем, что
носовая переборка в средней части доведена до днища и полностью изолирует
багажный отсек от кокпита. В дальнейшем было принято решение увеличить
допустимую мощность до 60 л.с., продиктованное желанием завода повысить шансы на
победу в гонках на призы журнала "Катера и Яхты". Однако, 60 л.с. для
"Нептуна-3" явно многовато.
При эксплуатации модернизированных "Нептунов-3" с моторами до 50 л.с.
особых проблем не возникало, лодки показали себя с лучшей стороны. Мореходность
"Нептуна-3" оказалась гораздо лучше, чем широко распространённых "Прогрессов" и
"Казанок-5", так как корпус был несколько более килеватым и имел плавный подрез
форштевня, что улучшало всхожесть на волну и уменьшало склонность к
зарыскиванию. Практически "Нептун-3" не уступал по мореходности более килеватым
дюралевым "Днепру" и "Оке-4": нет худа без добра, больший вес "Нептуна" смягчал
удары на волне. Однако из-за малого отношения длины к ширине при ходе под
моторами мощностью 50~60 л.с. "Нептун-3" высоко выпрыгивал из воды при ходе на
волнении. Приводнения после таких подлётов сопровождались тяжёлыми ударами.
Поэтому оптимальной мощностью для "Нептуна-3" следует считать 40~50 л.с., причём
желательно стремиться снижать вес силовой установки для уменьшения загрузки
кормы и склонности к подлётам. Например, хороши для него два "Привета-22" (76
кг), "Вихрь-30Р"+"Ветерок-12" (71.5 кг). Хороши моторы зарубежного производства,
только опять же, настоятельно рекомендуется выбирать мотор полегче, например,
"Тохатсу-40С" (59 кг). Трёхцилиндровый же "Меркюри-40" весом 90 кг устанавливать
нежелательно, как и два "Вихря-30" с электростартерами, которые потянут на 98 кг
плюс ещё вес аккумулятора.
Впрочем, "Нептун-3" относительно несложно избавить от склонности к
подлётам: для этого нужно установить на лодку транцевые плиты, на которых
возникала бы дополнительная подъёмная сила, "прижимающая" нос лодки к воде. Если
же плиты сделать в виде объёмных транцевых наделок (распространённое на западе
конструктивное решение), можно увеличить вместимость и грузоподъёмность лодки,
переместив в транцевые наделки пенопласт из блоков плавучести под рецессом.
"Нептун-3" проявил себя как весьма удобное для путешествий судно. Большой
объём рундуков, удобная планировка кокпита, удобство устройства в лодке на
ночлег, удобный набор швартовных уток и киповых планок - всё это ставит
"Нептун-3" на одно из первых мест среди отечественных лодок. Следует отметить
высокое качество декоративного окрашенного слоя обшивки "Нептунов" всех моделей.
В отличие от других пластиковых лодок, "Нептуновский" декоративный слой не
растрескивается очень длительное время, что способствует сохранению прочности и
хорошего внешнего вида лодки.
В настоящее время производство мотолодок "Нептун-3" возобновлено после
длительного перерыва.