Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая
мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», №
2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро
завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей
стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в
качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в
эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.
«Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с
сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами,
повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були
длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают
непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.
Теоретический корпус мотолодки
"Обь"
В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В
носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в
палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит
спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.
Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16
толщиной 1,5~2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой
ленты.
Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В
производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки
«Обь-М».
Мотолодка "Обь-М"
Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки
«Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний
этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой
части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На
«Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3
км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение
общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на
улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до
полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3~4 км/ч. Кроме того,
появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой
части корпуса существенно повысило безопасность плавания.
Теоретический корпус мотолодки
"Обь-М".
Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной
конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов
толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и
замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по
всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным
брусом.
Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными
вдоль бортов и в нижней части форпика.
Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с
герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек
выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех
10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам
от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.
Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять
с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать,
сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.
Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным
управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в
скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла,
спасательный линь, ремонтная аптечка.
Под мотором «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34—36 км/ч, а с
полной нагрузкой 31—32 км/ч.
Опыт эксплуатации в морских условиях
Двое моих соседей по
стоянке одновременно эксплуатировали лодки "Обь" и "Обь-М" в заливе Петра
Великого. Будучи друзьями, они совершали совместные плавания, что позволяло
непосредственно сравнивать эксплуатационные качества судов. Сначала одним из них
была приобретена подержанная "Обь". Требования, которые он предъявлял к судну,
были таковы: лёгкое, экономичное, безопасное. Перед покупкой он испытал лодку на
метровой волне под "Вихрем-М". Несмотря на все усилия, ему не удалось опрокинуть
лодку или зарыться в волну. Конечно, из-за отсутствия брызгоотбойников и
плоского в корме днища, "Обь" забрызгивалась и испытывала сильные удары, но он
счёл это неизбежным злом и приобрёл лодку. В дальнейшем, эксплуатируя "Обь", он
не раз убеждался в её прекрасной всхожести на волну и динамической остойчивости.
Лодка уверенно преодолевала попутную и косую волну, испытывая сильные удары лишь
при ходе прямо против ветра и волны. Однако всегда оставалась возможность
несколько изменить неблагоприятный курс и снизить скорость, чтобы избежать
сильных ударов. Для борьбы с забрызгиванием он несколько увеличил размеры
ветрового стекла и сделал съёмные боковины из прорезиненной ткани для защиты от
брызг.
Его товарищ захотел приобрести такую же лодку, однако "Обь" уже была снята
с производства, подержанную лодку найти не удалось, и ему пришлось покупать
"Обь-М". По сравнению со старой "Обью", в новой лодке было удобнее размещать
туристское снаряжение, однако при первых же выходах в море выяснилось, что
"Обь-М" зарывается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих
лодок, трудно понять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт
остаётся фактом: "Обь-М" получилась гораздо менее мореходной, чем старая "Обь".
Неоднократно, совершая совместные путешествия, друзья убеждались, что старая
"Обь" легко всходит на волну, в то время как "Обь-М" уже принимает воду на
палубу. На тихой воде ходовые качества "Оби-М" под "Вихрём-30" соответствовали
ходовым качествам "Оби" под 25-сильным "Вихрем-М", на волнении же водитель
"Оби-М" отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынужден постоянно
работать "баранкой", чтобы не зарыться в волну. Хозяин "Оби-М" даже был вынужден
крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он
помогал слабо. Хозяин старой "Оби" жалел, что на момент покупки лодки в ещё не
было возможности купить "Привет-22", с которым "Обь" показала бы ещё лучшие
экономические характеристики.
Опыт других водномоторников также показал, что "Обь-М" - неудачная лодка. К
тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор
"Оби-М" из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая
"Обь" практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными
обводы старой "Оби" и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными
сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д.
Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась "Обь-3".
Мотолодка "Обь-3"
Общее устройство мотолодки
"Обь-3"
Приступая к разработке конструкции мотолодки „Обь-3", которая должна
заменить модели «Обь» и „Обь-М", конструкторы Новосибирского авиазавода имени В.
П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих
моделей лодок.
Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в
корме в обводы типа "крыло чайки". Во время движения в переходном режиме носовая
волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при
помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая
уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных
скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость
лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу
дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что
обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности
обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с
„Обью-М".
Теоретический корпус мотолодки
"Обь-3".
Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из
высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с
прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного
отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.
В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными
подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места.
Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также
рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло,
установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая
окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3»
оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от
непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб.
В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой
люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой
части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами
уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по
бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на
палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма —
один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми
огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной
аптечкой.
Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным
гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной
нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и
динамическую остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля
перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при
максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу
волн кокпит не забрызгивается.
"Обь-3", безусловно, мореходнее "Оби-М" и обладает лучшими скоростными
характеристиками. Однако по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа
"Казанка-5" и "Прогресс". Таким образом, такие положительные качества,
заложенные в первоначальную концепцию старой "Оби", как малый вес, простота
оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие
экономичные моторы, оказались утраченными.