Осмотр деревянного корпуса
Осмотр начните с
форштевня: он чаще всего подвергается ударам, на нем обычно бывают задиры,
трещины, отслоения. Случается, что торцы досок обшивки недостаточно плотно
подогнаны в шпунте форштевня и в этих неплотностях образуется гниль от
попадания влаги. Почерневшие места древесины попробуйте проткнуть ножом. Если
лезвие без особых усилий проникает в древесину, значит этот участок гнилой.
Клеевой шов проверяйте щупом: в плотно склеенный паз щуп не пройдет.
Просмотрите
прилегающие к килю участки набора — врезку шпангоутов, флоры и их крепления.
Накопившаяся здесь вода способствует интенсивному гниению древесины и коррозии
крепежа. В районе шпунтового пояса возможно растрескивание шпангоутов, обрыв
заклепок, крепящих обшивку и металлические флоры.
У фанерной
обшивки дефекты нужно искать в первую очередь по плохо защищенным торцам листов
— по скуле, у палубы и у транца. Фанера при недостаточной влагостойкости
начинает расслаиваться и гнить от торцов. Внимания требуют и потертые (с
царапинами) места наднище.
Осматривая
обшивку (она должна быть очищена от старой краски), проверьте ножом почерневшие
и посиневшие участки досок (реек), а если встретится покоробленный пояс,
проверьте его крепление к набору. Деформация пояса может свидетельствовать о
загнивании древесины шпангоута, которая перестала держать шуруп. Возможен и
другой вариант: при постройке применили пересушенные доски или ошибочно
положили доски заболонной частью наружу. Иногда пояс выпучивается из-за слишком
плотной конопатки пазов (об этом свидетельствует выдавившаяся шпаклевка).
Особое внимание
нужно обратить на концы досок обшивки не только у форштевня, по и у торца, на
стыковых планках, на состояние шпунтового пояса обшивки и район ватерлинии.
Шпунтовый пояс на яхте из-за тяжелого
фальшкиля подвергается особенно сильным нагрузкам при крене и посадке на мель. В нем возможны трещины;
кроме того, может разойтись паз между шпунтовым и следующим поясом. Надо
проверить особо и место стыка металлического фальшкиля с деревом. От
проникновения воды древесина киля и дейдвуда начинает гнить по шву. Попробуйте
подвернуть гайки килевых болтов. Если они поддаются вашим усилиям, заверните их
до отказа.
Размочаленные,
содранные участки обшивки борта осторожно вырубите стамеской до неповрежденных
волокон и определите глубину повреждения.
Осматривая
верхние поясья обшивки, задержитесь в районе крепления вант-путенсов. Здесь
обшивка может оказаться растянутой, несмотря на усиленные шпангоуты, что легко
установить по щелям между поясьями. Легкими ударами молотка проверьте, не
ослаблены ли болты, крепящие вант-путенсы.
Внимательно просмотрите паз между верхним поясом обшивки
и настилом палубы (буртик надо снять). Эта часть конструкции испытывает
наибольшую нагрузку на волне и, периодически намокая, быстро изнашивается.
Пастил палубы, не имеющий видимых повреждений (короблений, выбоин и т. п.),
проверьте на герметичность водой и отметьте места протечек мелом. Чаще всего
настил изнашивается и начинает гнить в местах крепления уток, битенгов,
кнехтов, релингов, Леерных стоек, стан-дерса мачты, т. е. всюду, где металл
соприкасается с деревом.
Если палуба
покрыта парусиной, нужно осмотреть настил у буртиков и под дельными вещами,
здесь могут быть вздувшиеся и протертые места, так как попадающая под парусину
вода высыхает медленно. Лучше снять буртики и штапики но комингсам рубки и
люков, проверить и уплотнить эти места шпаклевкой, густотертой краской или
эпоксидным компаундом. Подгнившую древесину нужно удалить.
2006 дизайн и программирование сайта FLexxx
|