Общее расположение мотолодки «Прогресс». 1 —
водило для буксировки лодки за автомобилем; 2 -горловина для осмотра
отсека непотопляемости; 3 — люк в носовой багажник; 4 —
утка-подуключина; 5 — сиденье-рундук; 6 — колеса; 7 —
съемный столик; 8 — складной тент; 9 — моторный
отсек.
Технический проект мотолодки разработан в 1966 г. Л. П.
Зимаковым. Отличается от последней модели — «Прогресса-4» — меньшей килеватостью
днища, более низкой скулой у форштевня , меньшей на 25 см длиной кокпита, гнутым
стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми деталями оборудования.
Ходовые качества и характер использования лодки в основном такие же, что и
модели «Прогресс-4». Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для
сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в
зависимости от варианта комплектации.
Обводы мотолодки"Прогресс-2".
Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм,
бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена
герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено
размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос
крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу
конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.
У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные
баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой
крышкой, которая может быть заперта на замок.
В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми
рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании
кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой
расположены две полки для хранения мелких вещей.
К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при плавании в свежую
погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое качество ткани тента.
Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до
0,75 м.
Мотолодка "Прогресс-4".
Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с
остро-скулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован
багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный
отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 - литровых бака для
горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным
рецессом. В транце установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из
кокпита.
Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом,
ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным
управлением газом и реверсом ПМ типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена
также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых
лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены
пластинчатыми пружинными амортизаторами.
Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из
легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для
лодок моделей «Прогресс» и «Прогресс-2» прежних выпусков рубка не подходит по
размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее
крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.
Каютный вариант"Прогресса-4"
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены
по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится
в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около
нее 5—6 чел. На транце может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во
втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект
дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для
осуществления их синхронного поворота.
Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей
и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м.
Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на
днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и
внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с
экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4
чел.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки —
повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных
винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.
Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М»;
составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм. Максимальная
скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке
«Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.
В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом
и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до
32—34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом
282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.
С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость «Прогресса» составляет 52
км/ч.
Опыт эксплуатации в морских условиях
Достоинства "Прогрессов"
Основное достоинство "Прогрессов", позволившее сразу после начала выпуска в
конце 60-х годов завоевать популярность - большая вместимость по сравнению со
старой "Казанкой", да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром
"Прогресс" прозвали "семейной" лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и
полноте носовых обводов "Прогрессы" не опрокидывались на волнении, несмотря на
то, что имели "закрученные" обводы. "Прогресс-4", имевший более высоко поднятую
скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный
рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.
Недостатки "Прогрессов"
До 1975г. "Прогрессы" выпускались со скуловой накладкой на стык листов
днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался
процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в
морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших "Прогрессы" в
пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на
"Прогрессы" устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем
проблема коррозии отпала.
Транец и рецесс
"Прогресса-2М".
Первые "Прогрессы" и "Прогрессы-2" не имели самоотливной подмоторной
ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода,
что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы
"Прогрессы" и "Прогрессы-2" зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит
к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать
эти ранние модификации "Прогрессов" пригодными для открытых водоёмов. С середины
70-х годов в производство пошла модель "Прогресс-2М", у которой уже был
самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор.
"Прогресс-3М", модель 80-х годов, отличается от "Прогресса-2М" наличием релинга
на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.
Более мореходный "Прогресс-4" поначалу имел транец, рассчитанный на 2
мотора ... но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 - сильные
моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия
"Ветерков-15" не в счёт), любители ставили по два "Вихря", в результате чего
транец быстро приходил в негодность. Технология ремонта транца описана здесь. Затем заводом были
внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как
следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50
л.с.
Заключение
"Прогресс-4" выпуска после 1975г. - вместительная, достаточно мореходная и
долговечная мотолодка, вполне пригодная для эксплуатации на водоёмах со
значительным волнением. Район плавания других моделей и модификаций "Прогресса"
должен быть соответственно ограничен из-за присущих им конструктивных
недостатков.