Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами "Вихрь-М", км/ч:
35
34.5
Пластмассовые мотолодки «Темп» и «Дракон» с однотипными
корпусами, но разной внутренней планировкой поступали в широкую продажу в
1972—1976 гг. Лодки предназначены для дальнего туризма и прогулок по рекам и в
прибрежной зоне водохранилищ и морей при удалении от берега до 3000 м и высоте
волны до 0,75 м.
Мотолодка
"Дракон"
"Дракон" - открытая шестиместная лодка с носовой палубой и ветровым
стеклом. В носовой части лодки "Темп" оборудована рубка-убежище, открытая с
кормы. Носовая палуба плавно переходит в приподнятую горизонтальную крышу рубки,
закрытую от брызг ветровым стеклом; с левого борта ее кормовая кромка переходит
в панель пульта управления. Палубная секция обрамляет кокпит с бортов по всей
длине лодки, образуя ниши для хранения мелких предметов. За спинкой кормового
сиденья в палубе отформована ниша для хранения дуг и полотнища тента, а в
носовой части рубки — ящик-ниша для багажа.
Общее расположение мотолодки «Темп». 1 —
подмоторная пиша; 2 — отсек для топлива; 3 — кормовой диван; 4
— пульт управления; 5 — ветровой козырек; 6 — рубка-убежище,
7 — ниша для мелких предметов, 8 — мягкие
матрацы.
Мотолодка оборудована мягкими сиденьями для 5 чел. и двумя мягкими матами,
укладываемыми на спальные места в рубке-убежище. Два раздельных носовых сиденья
могут быть легко превращены в постель в сочетании с трехместным кормовым
сиденьем, у которого откидывается спинка.
Теоретический корпус мотолодок "Дракон" и
"Темп".
Корпус мотолодок имеет глиссирующие остроскулые обводы типа «моногедрон» с
продольными реданами. Благодаря значительной килеватости днища в корме и острым
обводам в носовой части ударные нагрузки при ходе на волнении невелики. Кокпит
хорошо защищен от забрызгивания.
Полностью залитые водой мотолодки остается на плаву в положении на ровный
киль и поддерживает 5~6 чел., находящихся в воде. Блоки пенопласта расположены
под палубой, за спинкой кормового дивана и под настилом внутреннего дна.
Благодаря высоким мореходным качествам лодки получила признание
туристов-водномоторников, но их выпуск был прекращен вследствие низкой
рентабельности производства.
Опыт эксплуатации "Дракона" в морских условиях
Достоинства лодки
"Дракон" и "Темп" - пожалуй, самые мореходные из выпускавшихся серийно
отечественных мотолодок. Сбалансированные обводы типа "моногедрон" обеспечивали
этим лодкам как непревзойдённо мягкий ход при движении против волны, так и
устойчивость на курсе и всхожесть на волну на попутном и боковом волнении.
Высокий борт, широкие брызгоотбойники и продольные реданы хорошо защищают кокпит
от забрызгивания. Хотя "Темп" и "Дракон" на стоянке более валкие, чем менее
килеватые лодки, такие, как "Казанка-2М", "Крым-3", "Сарепта", "Ладога-2",
ходовая остойчивость вполне достаточна. По крайней мере, никому из
Владивостокских водномоторников не удалось перевернуть "Темп" или "Дракон" даже
в самый суровый шторм, а вот "Ладогу-2" при всей её "тримаранности" один чудак
всё-же перевернул в тихой гавани прямо напротив стоянки.
Лодки "Темп" и "Дракон" были изготовлены достаточно качественно и показали
себя долговечными судами. Декоративный окрашенный слой обшивки корпуса
(гелькоут) обладал хорошей стойкостью к воздействиям окружающей среды и много
лет не требовал окраски и ремонта. Большинство лодок сохранились до наших дней
во вполне сносном состоянии и требуют лишь косметического ремонта.
Недостатки лодки
По большому счёту недостатков у "Темпа" и "Дракона" и не было. Был
великоват вес. Дело в том, что для изготовления корпусов этих лодок была
применена высокопроизводительная технология механизированного парного
прессования, когда оболочка выклеивалась между матрицей и пуансоном. К
сожалению, не удалось обеспечить высокую точность изготовления столь больших
прессовых форм, и корпуса (а особенно секция палубы, имеющая сложную
форму)получались разнотолщинными. Чтобы избежать появления "слабых мест", была
увеличена общая толщина обшивки. В результате лодки получились с избыточной
прочностью и, соответственно, весом. Кроме того, конструкция диванов и кресел
была такова, что они "не участвовали" в обеспечении прочности корпуса и с этой
точки зрения представляли собой балласт. Тем не менее, "Темп" и "Дракон" были
легче зарубежных лодок и вполне успешно используются в наши дни с мощными
моторами зарубежного производства.
Плохо было то, что мощности отечественных моторов начала 70-х было
недостаточно для нормальной эксплуатации этих лодок с полной нагрузкой. Два
"Нептуна-23" или "Вихря-М" не выводили на глиссирование тяжело гружёный "Темп",
а "Вихри-30" ещё не выпускались серийно. Правда, в продаже была "Москва-30", но
это был настолько ненадёжный мотор, что попытки эксплуатировать "Темп" под двумя
"Москвами-30" не приводили к успеху. Оптимальная же мощность для "Дракона" и
"Темпа" составляет 60~75 л.с.
Из-за трудностей с выходом на глиссирование и великоватой цены (следствие
опять-таки избыточной толщины обшивки, большого расхода дорогих материалов)
спрос на эти в лодки был невелик, вследствие чего заводу никак не удавалось
обеспечить приемлемой рентабельности производства. Из-за неясных перспектив
сбыта так и не были освоены в производстве ещё четыре модификации лодок в том же
корпусе "Дракона" - открытой хозяйственной лодки, туристской лодки с двумя
кокпитами, лодок с открытой с кормы и полностью закрытой рубками. В 1976г.
"Темп" и "Дракон" были сняты с производства. В том же 1976г. наконец началось
массовое производство "Вихря-30"...
Заключение
"Темп" и "Дракон" - мореходные, прочные и долговечные лодки, пригодные для
самых суровых услових эксплуатации в морских заливах и крупных водохранилищах.
Наиболее оптимальная мощность мотора - 60~75 л.с.