Конструкторы Черноморского судостроительного завода,
производившего "Южанку"
(вариант "Казанки" с булями),
в середине 70-х годов тоже задумались о замене устаревшей модели на более
современную. При проектировании новой лодки они "косились" в сторону продукции,
производимой на соседнем Херсонском судостроительном заводе и в результате
создали лодку, очень похожую на "Днепр". Внешне "Южанка-2" отличается от
"Днепра" тем, что ветровое стекло у неё сплошное от борта до борта. Стекло
"Днепра" состоит из двух половин, соединённых на центральной стойке.
Впервые "Южанка-2" была продемонстрирована на гонках на призы "Катеров и
Яхт" в 1978г. Журналисты "КиЯ" лишь вскользь упомянули о новой лодке, сказав
буквально следующее: "Нового в этой лодке, однако, немного: "Южанка-2" в целом
аналогична большинству универсальных прогулочно-туристских лодок, имеющихся в
продаже."
Однако, несмотря на столь нелестный отзыв уважаемого журнала, "Южанка-2"
отличалась от большинства лодок в главном: она не имела недостатков. По
сравнению с ближайшим аналогом - "Днепром", днище "Южанки-2" было прочнее и не
протекало даже при длительной эксплуатации на волнении. Блоки пловучести
выполнялись из пенопласта, были надёжнее и не отнимали так много полезного
места, как воздушные ящики "Днепра". Плоско-килеватые обводы обеспечивали
безопасный ход на попутной и боковой волне. Угол килеватости на транце был
несколько меньше, чем у "Днепра", поэтому "Южанка-2" легче выходила на
глиссирование с большой нагрузкой. Наконец, "Южанка-2" не подвергалась коррозии
в морской воде. Поскольку комплектация лодки была "спартанской", стоила она в
1.5 раза дешевле "Днепра".
К сожалению, совершенно незаслуженная нелюбовь журналистов привела к тому,
что так и не было опубликовано развёрнутое описание "Южанки-2", вследствие чего
многие характеристики лодки так и остались неизвестными "водномоторной
общественности". Неизвестно точное значение угла килеватости, неизвестно, из
какого материала (дюраль или АМГ) выполнен корпус, нет данных скорости с
различной нагрузкой и моторами.
Тем не менее, было выпущено и распродано довольно значительное количество
этих удачных лодок. Эксплуатация в заливе Петра Великого подтвердила
высокие мореходные и скоростные качества "Южанок-2". По расчёту, исходя из
соображений ходовой остойчивости, наибольшая допустимая мощность для "Южанки-2"
составляет около 40 л.с. В последние годы некоторые из Владивостокских
водномоторников устанавливали японские "сороковки" на "Южанки-2". Лодки и с
такой мощностью моторов показали высокие эксплуатационные качества.
"Спартанская" же комплектация не должна рассматриваться как недостаток.
Любители рыбалки получили недорогое, надёжное и неприхотливое судно. Те же
любители, которым был нужен больший комфорт за небольшие деньги, самостоятельно
дооборудовали лодку дистанционным управлением, тентом, мягкими подушками и
ходовыми огнями.
Безусловно, "Южанка-2" - наиболее удачная лодка из тех, что проектировались
на замену старой "Казанке".