«Ладога-2» — стеклопластиковая мотолодка со сложными
тримаранными обводами корпуса. Широкая, скругленная под большим радиусом,
килевая часть днища представляет эффективную глиссирующую поверхность.
Выпукло-вогнутая профилировка днища способствует мягкому ходу на волне. Судно
имеет высокую остойчивость на стоянке, которая обеспечивается благодаря
спонсонам, имеющимся в носовой половине длины корпуса. Для облегчения выхода на
глиссирование и устойчивого движения при большой нагрузке предусмотрен широкий
уступ-брызгоотбойник по всей длине скулы. На бортах в кормовой половине корпуса
отформован слом, на днище — по одному продольному редану на каждый борт от киля.
Корпус формуется из стеклопластика на основе смолы НПС-609-21М, армированной
стеклотканью Т-11-ГВС-9. Толщина днища и транца — 4 мм (семь слоев стеклоткани),
бортов — 3 мм (пять слоев).
В районе ДП и килей спонсонов обшивка днища усилена двумя дополнительными
слоями стеклоткани по всей длине корпуса и шестью слоями в носу — в р-не шп.
1—3; это — существенная гарантия прочности при случайном наезде на препятствие
или при подходе к необорудованному берегу.
Набор корпуса состоит из двух днищевых стрингеров и нескольких шпангоутов
из сосновых реек, обформованных стеклопластиком. Между собственно корпусом и
секцией внутреннего дна вклеены блоки плавучести из пенопласта ПС-4. Благодаря
этому даже полностью залитая водой лодка остается на плаву. (В будущем
предполагается заполнять междудонное пространство вспенивающимся
пенополиуретаном).
Теоретический корпус мотолодки "Ладога-2"
Соединение секций корпуса и палубы-рубки выполнено на фланцах по
привальному брусу при помощи 55 болтов; снаружи оно закрыто полиэтиленовым
профилем, а изнутри для полной герметизации заклеено тремя слоями стеклоткани на
эпоксидном связующем.
Открытая с кормы рубка, расположенная в носовой части лодки, рассчитана на
кратковременное пребывание 3—4 чел. Пассажиры располагаются на продольных
рундуках-диванах, имеющих мягкие подушки и спинки. Для устройства на ночлег
можно закрыть центральный проход мягкими подушками — получится сплошное спальное
место, на котором могут разместиться 3 чел.
Для хранения походного снаряжения оборудованы бортовые ниши, закрываемые
спинками диванов, а также четыре вместительных багажника; два из них расположены
в рубке. Багажник под кормовым сиденьем можно использовать для размещения
походного снаряжения и запасов топлива, а на стоянке — для хранения подвесных
моторов.
В непогоду кокпит закрывается складным тентом.
Транец мотолодки с самоотливным рецессом рассчитан на установку двух
подвесных моторов суммарной мощностью 60 л.с.
Мотолодка "Ладога-2"
Конструкторы «Ладоги-2» позаботились об улучшенном качестве отделки новой
модели. Подволок каюты оклеен имеющим нарядный внешний вид звуко- и
теплоизоляционным материалом — пенопленом. Внутренние стенки бортов имеют
ворсовое покрытие, которое нанесено способом напыления в электростатическом
поле.
«Ладога-2» показала неплохие качества при испытаниях на морской волне:
лодка идет мягко — без резких жестких ударов, не забрызгивается. На ней
разрешено выходить в плавание при волне высотой до 0,75 м.
Эксплуатация мотолодки возможна и при установке одного подвесного мотора
мощностью 30 л.с. с грузовым винтом, имеющим шаг 240 мм. Максимальная скорость с
одним водителем при этом составляет 36 км/ч; с нагрузкой 200 кг — около 30 км/ч.
«Ладога-2» комплектуется рулевым устройством и дистанционным управлением
моторами, откидным столиком, ветровым стеклом, тентом, съемным забортным
трапиком, релингом, утками. В снабжение входят ремонтная аптечка, спасательный
линь, черпак, флаг-отмашка и весло-гребок.
Опыт эксплуатации "Ладоги-2" в морских условиях
Достоинства лодки
На встречной волне "Ладога-2" идёт довольно мягко, если лодка равномерно
загружена и нет излишнего ходового дифферента на корму. Тримаранные обводы
обеспечивают прекрасную мореходность на попутной и косой волне и хорошую
остойчивость. Благодаря наличию рубки и высокому борту пассажиры практически не
забрызгиваются.
Лодка показала себя весьма долговечной, практически все "Ладоги-2" до сих
пор "на плаву". Некоторым "бывалым" лодкам понадобился ремонт изрядно потёртого
киля, однако ремонт стеклопластикового корпуса - дело гораздо более простое, чем
латание прогнившей "дюральки".
"На высоте" комфортабельность и вместимость "Ладоги-2".
Недостатки лодки
Основной недостаток "Ладоги-2" - малое отношение длины к ширине. Из-за
этого лодка весьма чувствительна к центровке. И если лодка имеет дифферент на
корму, да ещё и мало загружена, её довольно сильно бьёт на встречной волне,
несмотря на килеватые обводы в носу. При этом лодка высоко подлетает вверх и
ударяется о следующую волну более плоской кормовой частью днища. Многие любители
оборудовали "Ладогу-2" транцевыми плитами, уменьшающими ходовой дифферент, что
значительно уменьшало силу ударов на волнении и улучшало выход на глиссирование
с большой нагрузкой.
Несмотря на внушительные размеры, паспортная грузоподъёмность лодки
ограничена лишь 400 кг. Реально можно нагрузить и больше, но может стать
невозможным выход на глиссирование с моторами паспортной допустимой мощности 60
л.с. Кроме того, при большой загрузке очень сильно заливаются моторы на низком
(380 мм) транце.
При увеличении высоты транца и его подкреплении возможно применение мощных
зарубежных моторов с длинным дейдвудом. Однако прочность днища рассчитывалась на
мощность 60 л.с. (конечно, с некоторым запасом), поэтому попытки установить
мотор мощнее 80 л.с. приводили к разрушению днища от ударов о волну.
Ветровое стекло рубки крепится в резиновом профиле слабо и при ударах
корпуса о волну вылетает внутрь каюты.Все внешние детали привернуты к палубе без
прокладок. И поэтому вырвать релинг или уточку очень просто.
Опыт установки на "Ладогу-2" стационарного
двигателя
В середине 90-х годов один из владивостокских водномоторников-любителей
предпринял попытку оснастить "Ладогу-2" стационарным двигателем. Не секрет, что
двигатель с битой автомашины можно приобрести гораздо дешевле, чем мощный
подвесной мотор зарубежного производства. Феликс оснастил лодку
поворотно-угловой колонкой от катера "Амур", а в качестве двигателя применил 1.6
- литровый "Субару" мощностью 80 л.с. Достоинством двигателей "Субару" является
малый размер по высоте, достигаемый за счет оппозитной компоновки цилиндров.
Благодаря такой особенности двигатель удалось "вписать" в габариты заднего
багажного отсека. Соответственно было подкреплено днище и установлены
фундаментные брусья. Феликсу удалось выполнить систему охлаждения двигателя
весьма эффективно: внутренний замкнутый контур заполнялся ТОСОЛ'ом, который
охлаждался в забортных холодильниках в виде полых транцевых плит (см. фото).
Таким образом, удалось избавиться от ненадежной помпы забортной воды, а
вода на охлаждение выхлопного коллектора и на "мокрый" выхлоп подавалась по
трубке за счет скоростного напора. Помимо функций теплообменников, транцевые
плиты эффективно противодействовали излишнему дифференту на корму, который
неизбежно вызвал бы тяжелый стационарный двигатель. В итоге "Ладогу-2" удалось
превратить во вполне надежный, скоростной и мореходный катер. Однако,
"стационар" вместе с топливным баком, аккумулятором и системами "съел" весь
объем кормового багажника, в результате чего вместимость судна получилась
удручающе недостаточной даже для целей туризма выходного дня. В результате
строитель решил приобрести Б/У японский катер больших размеров, а
модернизированную "Ладогу-2" продал. К сожалению, нового владельца катер тоже не
очень устраивал, и судно не получало достаточного ухода, о чем свидетельствуют
древесные грибы, выросшие на фанерных деталях транца. Кроме того, для более
мощного двигателя штатный винт "Амуровской" колонки был слишком легким. Новый,
более скоростной винт Феликсу в свое время удалось заказать только из латуни, и
это вызвало сильную коррозию алюминиевого корпуса редуктора.
Все-таки, несмотря на то, что при оснащении лодки стационарным двигателем
Феликсу удалось обойти большинство традиционных "подводных камней", следует
признать, что корпус "Ладоги-2" маловат для того, чтобы на его основе создать
полноценный катер.
Заключение
В заключение следует рассказать поучительную историю о том, что такое
хорошо и что такое плохо. Мой сосед Максим, молодой горячий парень, умудрился
перевернуть даже такую остойчивую лодку, как "Ладога-2". Жарким вечером он
возвращался на стоянку под двумя "Вихрями-30". В кокпите помимо водителя
стояли ещё трое пассажиров, парень и две девушки. Зайдя в гавань и увидев
на берегу несколько друзей-водномоторников, Максим решил на большой скорости
дать перед ними пару кругов. Заложил крутой вираж, но... этот маневр оказался
совершенно неожиданным для пассажиров, и они повалились на водителя. Причем
парень так неудачно упал на руки Максима, что тот потерял управление лодкой.
Лодка "зацепила" воду внутренним спонсоном, перевалилась на наружный борт и
практически мгновенно перевернулась! Вся компания оказалась в воде, кого-то
накрыло лодкой, кто-то был оглушён ударом о воду и лодку. И только малая глубина
в гавани и быстрая помощь людей с берега помогли избежать худшего. У самой лодки
были выбиты и утеряны стёкла, часть груза утонула.
Мораль: правила писаны не зря! Требование, чтобы пассажиры сидели на
своих местах и без крайней необходимости не вставали - не блажь, а разумная мера
предосторожности. Да и пустая бравада перед девицами к добру не приводит.
В целом же "Ладога-2" хорошо зарекомендовала себя. Хорошая мореходность при
эксплуатации на волне морских заливов и водохранилищ, большая вместимость,
элегантность и комфортабельность - благодаря этим качествам "Ладога-2" приобрела
популярность у водномоторников всей страны. "Ладог-2" было произведено и продано
гораздо больше, чем первой модели "Ладоги", несмотря на гораздо
большую цену.